ЭКОС Чебоксары
независимая оценочная компания
В наше время люди всему знают цену, но ничего не в состоянии оценить.
Оскар Уайльд
+7 (8352) 37-83-81 | |
info@ecos21.ru | |
Дзержинского 31, оф. 2 | |
Пн.-пт. с 9-00 до 18-00 | |
Задать вопрос в Telegram |
Ниже приводятся некоторые, чаще всего интересующие посетителей нашего сайта, статьи из федеральных законов и кодексов РФ, регламентирующих оценочную и судебно-экспертную деятельность.
При желании можно ознакомиться с реальными примерами оценочных и компьютерно-технических экспертиз из практики нашей Компании.
редакция от 21.07.2014
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
(редакция от 08.06.2015)
(редакция от 02.01.2000)
(редакция от 08.06.2015)
редакция от 25.11.2013
(редакция от 02.05.2015)
(редакция от 08.06.2015)
Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
(часть третья в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ)
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения
государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения
кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19
настоящего Федерального закона.
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
К объектам оценки относятся:
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
(часть вторая в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении:
(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ)
В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному
соглашению концедентом концессионеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является
обязательным, если иное не установлено федеральным законом.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него
установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду
или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим
Федеральным законом не устанавливается.
(часть пятая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ)
В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки стоимости объектов оценки в
случаях обязательности проведения оценки объектов оценки оценщик обязан включать информацию об
отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности
юридических лиц в течение десяти рабочих дней по истечении шести месяцев с даты составления отчета
об оценке объекта оценки в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В Единый
федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежат включению дата
составления и порядковый номер отчета об оценке объекта оценки, основание для проведения оценщиком
оценки объекта оценки, сведения об оценщике (фамилия, имя и при наличии отчество), сведения о
членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, описание объекта оценки, дата
определения стоимости объекта оценки, определенная оценщиком рыночная стоимость объекта оценки,
информация об экспертном заключении на отчет об оценке объекта оценки (дата составления,
порядковый номер, сведения об эксперте или экспертах (фамилия, имя и при наличии отчество),
сведения о членстве эксперта, экспертов в саморегулируемой организации оценщиков, результаты
экспертизы, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, реквизиты юридического
лица и балансовая стоимость данного объекта оценки, иные сведения, предусмотренные федеральным
законом или федеральными стандартами оценки.
Оценщик обязан:
Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ)
Для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя:
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством
субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в
течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не
реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена
государственная кадастровая оценка (далее — дата проведения последней государственной кадастровой
оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является
заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
Решение о проведении государственной кадастровой оценки в обязательном порядке должно содержать
следующие сведения:
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в
государственном кадастре недвижимости.
Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
(далее - перечень), формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом,
осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с
требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом,
осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов
недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в
государственном кадастре недвижимости.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по формированию и предоставлению перечня
органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения
данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной
основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с
законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных
настоящим Федеральным законом.
Осуществление деятельности по определению кадастровой стоимости допускается при наличии у
исполнителя работ договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате
осуществления указанной деятельности.
Дополнительные требования к исполнителю работ устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате
осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости заключается на страховую сумму в
размере не менее чем тридцать миллионов рублей на срок не менее чем три года.
Заказчик работ в срок не более чем пять рабочих дней со дня заключения договора на
проведение работ по определению кадастровой стоимости направляет в орган, осуществляющий функции
по государственной кадастровой оценке, следующие сведения:
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями
настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции
по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной
деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая,
установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения
государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном носителе
не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа.
Требования к отчету об определении кадастровой стоимости устанавливаются уполномоченным
федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной
деятельности (далее - требования к отчету).
В течение трех рабочих дней с даты составления проекта отчета об определении кадастровой
стоимости, составленного в форме электронного документа и соответствующего требованиям к отчету,
исполнитель работ направляет такой проект отчета в орган, осуществляющий функции по
государственной кадастровой оценке, и в саморегулируемую организацию оценщиков, членами которой
являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, о чем извещает заказчика работ.
В целях обеспечения возможности ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой
стоимости и представления замечаний к нему орган, осуществляющий функции по государственной
кадастровой оценке, в течение трех рабочих дней с даты получения такого проекта отчета включает
его в фонд данных государственной кадастровой оценки, предусмотренный статьей 24.21 настоящего
Федерального закона, на двадцать рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных порядком
ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда,
утвержденным уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию оценочной деятельности.
О включении или невозможности включения в фонд данных государственной кадастровой оценки
проекта отчета об определении кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по
государственной кадастровой оценке, уведомляет заказчика работ и исполнителя работ любым доступным
способом (телеграммой, телефонограммой, факсограммой) в течение пяти рабочих дней с даты получения
такого проекта отчета. В случае невозможности включения в фонд данных государственной кадастровой
оценки проекта отчета об определении кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по
государственной кадастровой оценке, в уведомлении указывает причины, по которым включение такого
проекта отчета невозможно.
В случае получения уведомления о невозможности включения в фонд данных государственной
кадастровой оценки проекта отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ
обеспечивает устранение причин, повлекших за собой невозможность размещения такого проекта отчета,
и направляет его в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Информацию о включении в фонд данных государственной кадастровой оценки проекта отчета об
определении кадастровой стоимости заказчик работ размещает на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия этого сайта у заказчика
работ - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет") с указанием адресов, по которым размещаются замечания, представленные к проекту
отчета об определении кадастровой стоимости.
Замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости включаются в фонд данных
государственной кадастровой оценки любыми заинтересованными лицами в течение двадцати рабочих дней
с даты включения такого проекта отчета.
Замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости наряду с изложением их сути
в обязательном порядке должны содержать:
Замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости, не соответствующие
требованиям, установленным настоящей статьей, не рассматриваются.
В случае внесения исполнителем работ изменений в проект отчета об определении кадастровой
стоимости по итогам анализа представленных к такому проекту отчета замечаний изменения подлежат
внесению в такой проект отчета в течение срока, когда осуществляется его включение в фонд данных
государственной кадастровой оценки, по мере представления замечаний и в течение не более чем
пятнадцать рабочих дней с даты истечения указанного срока.
По истечении всех указанных сроков исполнитель работ составляет отчет об определении
кадастровой стоимости, включающий в себя справку, содержащую информацию о всех представленных к
такому проекту отчета замечаниях, как учтенных, так и неучтенных, с их соответствующим
обоснованием или об отсутствии замечаний к проекту отчета об определении кадастровой стоимости
(далее - справка о замечаниях).
Отчет об определении кадастровой стоимости направляется в саморегулируемую организацию
оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в
течение пятнадцати рабочих дней с даты истечения срока, когда осуществляется включение такого
проекта отчета в фонд данных государственной кадастровой оценки для проведения экспертизы.
Исполнитель работ обязан обеспечить проведение экспертизы отчета об определении
кадастровой стоимости, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами
которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, в течение тридцати
рабочих дней с даты представления такого отчета в эту саморегулируемую организацию оценщиков.
При проведении экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости также проводится
анализ всех представленных к нему замечаний с их соответствующими обоснованиями, содержащимися в
справке о замечаниях.
По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая
организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на такой отчет,
содержащее также информацию о проведении анализа представленных замечаний в результате включения в
фонд данных государственной кадастровой оценки проекта отчета об определении кадастровой стоимости.
Отрицательное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об
определении кадастровой стоимости включает в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и
замечаний и их соответствующее обоснование.
Исполнитель работ с учетом выявленных нарушений и замечаний дорабатывает отчет об
определении кадастровой стоимости и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.
При отсутствии положительного экспертного заключения на отчет об определении кадастровой
стоимости он не принимается заказчиком работ.
Экспертное заключение на отчет об определении кадастровой стоимости составляется на бумажном
носителе и в форме электронного документа.
В течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой
стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой
стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового
квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской
Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который
вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в
силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы
такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости
копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах
его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой
стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного
экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются
заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.
Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности
При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.
Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.
В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.
В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган кадастрового учета копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов
недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте
недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при
изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за
собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной
кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке,
установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных
настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости,
повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей
статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь
учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них
в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло
изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции
по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять
подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах
определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой
оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган
кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей статьей
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости
о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр
недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке,
установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона,
сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором
подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в
государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая
дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с
пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона
от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Ведение фонда данных государственной кадастровой оценки осуществляется органом,
осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обеспечивает включение
в фонд данных государственной кадастровой оценки сведений и материалов, поступающих в такой орган
в соответствии со статьями 24.12 - 24.18 настоящего Федерального закона, в течение пяти рабочих
дней с даты их поступления, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В рамках ведения фонда данных государственной кадастровой оценки орган, осуществляющий
функции по государственной кадастровой оценке, проводит анализ соответствия отчета требованиям к
отчету в части, определенной порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и
предоставления сведений из этого фонда.
В целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки орган, осуществляющий функции
по государственной кадастровой оценке, также обеспечивает проведение мониторинга рынка недвижимости.
В фонд данных государственной кадастровой оценки также включаются иные сведения о кадастровой
стоимости, о порядке и об основаниях ее определения, перечень которых, а также требования по их
включению в фонд данных государственной кадастровой оценки определяются уполномоченным федеральным
органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Порядок ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из
этого фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по
нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере земельных отношений.
3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.
1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
2. Категория земель указывается в:
3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
1. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.25 настоящего Кодекса.
1. За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.38 настоящего Кодекса.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);
государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера;
земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;
межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности;
территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
1. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
2. В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:
3. Общедоступные сведения о правах и об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, считаются внесенными в государственный кадастр недвижимости.
1. Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье — запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
2. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
3. Кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если в соответствии с кадастровыми сведениями объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте наряду с запрашиваемыми сведениями должна содержать кадастровые сведения о прекращении существования такого объекта.
4. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
5. Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем
запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме
и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
5.1) Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляет собой выписку из
государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения о кадастровой стоимости объекта
недвижимости и его кадастровом номере.
6. Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе общедоступных кадастровых сведений обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию. Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Состав, виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
7. Орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений устанавливает порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в том числе:
8. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за
исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок
не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса
(максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок предоставления
запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать пятнадцать рабочих
дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
8.1. При направлении запроса через многофункциональный центр срок предоставления сведений,
внесенных в государственный кадастр недвижимости, исчисляется со дня передачи такого запроса
многофункциональным центром в орган кадастрового учета.
8.2. По межведомственным запросам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных
органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам государственной
власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих
в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и многофункциональных центров
запрашиваемые сведения, в том числе кадастровые планы территорий, предоставляются не позднее пяти
рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета межведомственного запроса.
9. Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. При наличии в запросе указания о получении (выдаче) сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, через многофункциональный центр орган кадастрового учета обязан передать в многофункциональный центр подготовленный в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, документ, содержащий запрашиваемые сведения, либо обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, либо уведомление об отсутствии запрашиваемых сведений в государственном кадастре недвижимости.
10. Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.
11. За предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, предоставление информации, указанной в части 6 настоящей статьи, взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Внесенная плата подлежит возврату только в случае ее внесения в большем размере, чем предусмотрено настоящей частью, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы.
12. Орган кадастрового учета предоставляет бесплатно сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, за исключением кадастрового плана территории в форме документа на бумажном носителе:
13. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.
Задачей государственной СЭД является оказание содействия судам, судьям, органм дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
Правовой основой государственной СЭД являются Конституция РФ, настоящий ФЗ, ГПК РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях. Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, законодательство РФ о здравоохранении, другие ФЗ, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Государственная СЭД основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Судебно-экспертные исследования (далее - исследования), требующие временного ограничения свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.
Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров, а также иных государственных органов, организаций, объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.
Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Эксперт обязан:
Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством.
Эксперт не вправе:
Эксперт вправе:
Эксперт также имеет права, предусмотренные, соответствующим процессуальным законодательством.
Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если установлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения.
Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.
В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица не может участвовать врач, который до ее назначения оказывал указанному лицу медицинскую помощь. Указанное ограничение действует также при производстве судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственного обследования лица.
При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
Особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IV настоящего Федерального закона.
На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии экспертов удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены:
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
2. Эксперт обязан:
3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
5. Экперт вправе:
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность предусмотренную настоящим Кодексом.
1. В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
2. В определении указываются:
Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
3. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
4. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
5. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
6. Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
1. Эксперт — лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.
2. Вызов эксперта, назначение и производство судебной экспертизы осуществляются в установленном статьями 195-207, 269, 282 и 283 настоящего Кодекса.
3. Эксперт вправе:
4. Эксперт не вправе:
5. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6. За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.
1. Решение об отводе эксперта принимается в порядке, установленном частью первой статьи 69 настоящего Кодекса.
2. Эксперт не может принимать участие в производстве по уголовному делу:
1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указывается:
2. Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.
3. Следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемого, обвиняемого, его защитника и разъясняет им права, предусмотренные статьей 198 настоящего Кодекса. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением.
4. Судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля производится с их согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде (в ред. ФЗ от 29.05.2002 № 58-ФЗ).
Назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:
1. При назначении и производстве седебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе:
2. Свидетель и потерпевший, в отношении которых производилась судебная экспертиза, вправе знакомиться с заключением эксперта. Потерпевший пользуется также правами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи.
1. В заключении эксперта указываются:
2. Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.
3. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью.
О компании | |
Вакансии | |
Аккредитации | |
Новости оценки | |
Опыт работы | |
Клиенты | |
Отзывы | |
Справка | |
Курсы оценщиков | |
Нормативные документы |