Сделки, подпадающие под категорию сделок для государственных нужд, можно разделить на две группы:
- сделки с государственной собственностью (т.е., имуществом принадлежащим РФ, субъектам РФ и муниципалитетам);
- сделки, связанные с изъятием имущества, принадлежащего физическим и/или юридическим лицам, против воли собственников.
Для сделок первой группы независимая оценка государственной собственности является обязательной и проводится согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 №135-ФЗ, в следующих случаях:
- приватизация;
- сдача в аренду;
- передача в доверительное управление;
- передача и отчуждение имущества;
- оформление кредита под залог предмета оценки;
- перекупка долговых обязательств;
- внесение предмета оценки в уставный капитал;
- продажа имущества.
Что касается второй группы, то подобного сорта сделки могут иметь место только при
наличии законных оснований для прекращения права собственности владельца имущества.
В ст. 235 ГК РФ приведён перечень оснований законного отчуждения частной
собственности:
- обращение взыскания на имущество по обязательствам;
- отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу;
- отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка;
- выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;
- реквизиция;
- конфискация;
- отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п.4 ст.252, п.2 ст.272, а также ст. 282, 285, 293 ГК РФ.
Независимая оценка при принудительном отчуждении имущества для государственных и муниципальных нужд призвана отразить актуальную рыночную стоимость имущества и проводится, в первую очередь, в интересах собственника изымаемого имущества.
Следует подчеркнуть, что в данном случае оценка не носит обязательного характера.
Важно: с 1 апреля 2015 года, согласно Федеральному закону N 499-ФЗ, собственники при отчуждении земельных участков для госнужд могут претендовать и на компенсацию упущенной выгоды.